Что такое «третье течение»? Чем оно отличается от «третьего направления»? И какая музыка относится к этой категории?
На этот вопрос можно ответить по-разному. А все потому, что сами эти термины не тождественны друг другу.
Американские музыковеды под понятием «third stream» понимают экспериментальное направление, появившееся в США в 50-е годы ХХ века, которое представляло собой сплав джаза и академических музыкальных традиций. К этому направлению относились симфоджаз, пргрессив-джаз, кул-джаз, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн. Сам термин «третье течение» был введен американским композитором и теоретиком Гюнтером Шуллером в 1959 году. А в книге Дж.Коллиера «Становление джаза», написанной десятилетием позже, дается развернутое описание «third stream», под которым подразумеваются: «1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами; 3) совместное творчество джазменов и академических музыкантов.»
Российский музыковед В.Озеров называет «третье течение» стилевым направлением «стилевое направление в современной музыке, занимающее промежуточное положение между академическим музыкальным искусством и джазом (именно они и подразумеваются под «первым» и «вторым» течениями), возникшее на основе их синтеза».
Однако некоторые российские композиторы конца XX – начала XXI вв. сами стали относить себя не к академической музыке, а к «третьему направлению». Термин «третье направление» лишь отчасти аналогичен понятию «третье течение». Возникновение этого термина было продиктовано не стремлением соединить джаз с академической музыкой, а напротив, желанием найти название для сочинений, которые не вписываются в каноны серьезной (элитарной) музыки, но с другой стороны не относятся и к музыке легкой. Говоря о «третьем направлении», чаще всего подразумевают творчество Дунаевского, Петрова, Гладкова, Артемьева, Рыбникова, Журбина, Дашкевича. Однако если смотреть на музыку такого плана шире, то количество имен будет просто огромным.
С другой стороны, ряд исследователей подразумевает под «третьим направлением» набор жанров, появившихся на стыке эстрадных и академических, как то рок-опера, мюзикл, саундтреки к фильмам…
В общем, среди исследователей «третьего направления» бытуют разные точки зрения на это явление. Есть, в частности, мнение, что в будущем «третье направление» и станет считаться классикой. Эта позиция аргументируется тем, что до XX в. как такового разделения на элитарную и массовую культуру не было, и, по сути, самые лучшие образцы музыкальной культуры, дошедшие до наших дней, не являются ни самыми элитарными или ни самыми массовыми. Однако в таком случае возникает закономерный вопрос, куда отнести, к примеру, симфонические произведения Шостаковича, Шнитке, Щедрина, не являющиеся ни в коей мере массовым искусством, но в то же время понятные и интересные широкому кругу слушателей?
Российским музыковедом В.Конен введено такое понятие «третий пласт», которое можно трактовать шире, чем «третье течение» или «третье направление». Автор предлагает в принципе другую систему классификации, когда к первому пласту относится народная музыка, ко второму - музыка профессиональная, а к третьему – та, которая не вписывается в первые два пункта. В этом случае в «третий пласт» попадают самые разные направления, в том числе джаз, рок, фьюжн, этническая музыка и т.д.
«Третьей» музыкой называет рок и джаз еще один музыковед – В.Сыров, который также настаивает на неутилитарности этого стиля в его высоких образцах. Но в то же время автор подчеркивает, что «в самых общих чертах становление джаза, как и развитие рока - это движение от элементарного, стихийного к сложному, высокоорганизованному: 1) от фольклорного - к профессиональному, 2) от легкожанрового и развлекательного - к серьезному, концептуальному, 3) от специфически афро-американского к интернациональному». И в таком контексте возникает закономерный вопрос: значит «третий пласт» - это сугубо временное, промежуточное явление, характерное для любого выкристаллизовывающегося направления?
Возможно, именно поэтому В.Сыров в итоге предпочитает другую типологию: «стилевое-бесстилевое» (примерный аналог можно найти у чешских музыковедов И.Фукача и И.Поледняка – деление искусства на «артифициальное и нонартифициальное»).