Размер мелодии может быть двудольным (четырехдольным) или трехдольным. Бывают и более сложные размеры – но они встречаются не так часто. Определить размер просто даже без нот перед глазами: достаточно посчитать количество слабых долей после сильной – если количество четное (РАЗ-два-три) – размер трехдольный. Если нечетное (РАЗ-два, РАЗ-два-три-четыре) – размер двудольный или четырехдольный.
Почему мы акцентируем на этом внимание? Дело в том, что от размера во многом зависит выбор фактуры аккомпанемента. Так «вальсовый» аккомпанемент подойдет к трехдольному размеру, а аккомпанемент в маршевом стиле – к четырехдольному.
Фактура может быть арпеджированной - перебор; Аккордовой – аккордовая последовательность, бас-аккорд; Интервальной – когда вместо аккорда берутся только два звука из него.
В качестве примера приведем два наиболее подходящих в нашем случае варианта:
Вариант 1.
Вариант 2.
Чтобы разнообразить аккомпанемент и сделать движение баса более плавным, мы рекомендуем использовать не только трезвучия, но и их обращения - секстаккорды и квартсекстаккорды (в случае с тоническим ре-минорным трезвучием секстаккорд будет «фа-ля-ре», а квартсекстаккорд – «ля-ре-фа»). Также можно «украсить» аккомпанемент септаккордами. Наиболее часто используют доминантовый, септаккорды II и VII (♯VII – в миноре) ступеней, а также септаккорды IV и VI ступеней.
Стоит отметить, что в фрагментах с частой сменой гармонии порой не получается полностью сыграть арпеджио. В таких случаях можно оставить от него пару нот или вообще один бас. Также для большей естественности течения музыки стоит чередовать разные фактуры, например, в местах кульминаций переходить на арпеджио, а в местах окончания фраз – на аккорды.
Для полноты звучания можно продублировать мелодию в терцию, в октаву или сексту - это мы и сделали в припеве.
И вот какая аранжировка получилась в итоге:
А теперь напишите свою любимую мелодию и попробуйте, следуя вышеперечисленным рекомендациям, подобрать к ней аккомпанемент.