Можно не
знать букв, но сочинять превосходные рассказы. Можно не знать нот, но создавать
музыкальные шедевры…
Увы –
гениев единицы. Остальным, для того чтобы отшлифовать свой талант, необходима база.
Если
теория музыки – это азбука, то гармонию можно сравнить с учебником литературы.
Каждому, кто хотя бы минимально связан с музыкальным искусством, знать
основы гармонии необходимо.
- Аккомпаниатору будет гораздо легче подобрать
аккомпанемент в отсутствии нот.
- Импровизатору – понимать, как соединять и комбинировать
типовые фрагменты.
- Исполнителю – слышать себя в общем звучании оркестра.
- Композитору – оценивать своих предшественников, перенимать их опыт,
находить те исключения из правил, которые делают музыку гениальной, но,
прежде всего – уметь перенести свою «внутреннюю музыку» на клавиши и в
ноты.
- Музыковеду – изучать культурное наследие.
Гармония
- это один из
важнейших элементов воздействия на слушателя. И с позиций психологии воздействия
на слушателя, гармония может сформировать не просто разные настроения и эмоции,
но и создать определенное мироощущение. Вспомним избитый пример о том, что от переизбытка
чувств, порождаемых уменьшенным септаккордом, нежные барышни времен раннего
барокко умудрялись упасть в обморок. Ухо современного человека гораздо
привычнее и к более «неблагозвучным» сочетаниям. Но даже если восприятие слегка
притупилось, мы все-равно реагируем на слышимое, подсознательно отмечая «мягкость»
или «жесткость» звучания, светлую или затемненную окраску, напряженность или успокоенность,
динамику или статику, и т.д. Конечно, задачки и классические правила
вроде параллельных квинт и октав – это в некотором смысле схоластика. Живая
музыка, безусловно, шире и глубже. Но именно на этих правилах – правилах
строгого и свободного стилей – и базируются все академические музыкальные
стили, включая современные. Да-да, отрицание классической гармонии породило импрессионизм,
экспрессионизм и авангард, ее расширение – сонористику. Да и в классе
неакадемической музыки – от этнической до клубной - все так или иначе подчинено
единым законам музыкального восприятия, которое, по сути, и является движущей
силой музыкального творчества. Поэтому каждый стиль, в том числе современной музыки, имеет свои законы и «играет» по своим правилам.
Но
вернемся к изучению гармонии. Основы гармонии изучают еще в музыкальной школе
на уроках сольфеджио. В музыкальных колледжах и институтах этот предмет выделен
в отдельную дисциплину, обязательную для учащихся всех музыкальных факультетов.
Учебников
по гармонии не очень много, причем большинство из них написаны десятилетия
назад. Наиболее
популярен Учебник
гармонии созданный
в соавторстве группой выдающихся теоретиков И. Дубовским, С. Евсеевым, И.
Способиным, В. Соколовым (так называемый «бригадный» учебник). Рекомендован
учащимся музыкальных училищ и ВУЗов и наиболее полно охватывает все аспекты
классической гармонии. Он поистине
универсален и чаще всего используется преподавателями в курсе гармонии. Скачать
можно здесь: http://ale07.narod.ru/ Несколько
примеров решения задач из этого учебника посмотреть можно здесь: http://www.rhapsody.ru/harmony.html Еще
один достаточно известный Учебник гармонии создан Ю.Н. Тюлиным и Н.Г.
Привано. Скачать
его можно здесь:
http://ale07.narod.ru/music/notes/song/songbook/garmonia.htm#song2 Стоит
отметить, что учебник Ю.Н. Тюлина и Н.Г. Привано относится к «питерской школе».
Поэтому если преподаватели больше склоняются к «московской системе»,
предпочтительно выбрать других авторов, например, Учебник гармонии А.Мясоедова.
Учебник
А.Мясоедова дает информацию в более упрощенной форме, чем вышеописанные издания,
и предназначен в основном для средних учебных заведений. Скачать
его можно здесь: http://ale07.narod.ru/music/notes/song/songbook/garmonia.htm#song3Учебник гармонии И.Способина и
И.Дубовского также идеальной подойдет учащимся музыкальных училищ и колледжей. Стоит
особо отметить, что в нем много примеров из музыкальной литературы различных
эпох, школ и направлений. Скачать учебник можно здесь: http://www.6strunka.ru/index/0-104Исчерпывающий
перечень учебников и задачников по гармонии представлен здесь (учебники можно
скачать в разных форматах – pdf, doc, djvu): http://zvukinadezdy.ucoz.ru/publ/knigi/kniga/analiz_form_garmonija_i_mnogoe_drugoe_uchebniki_metodiki_issledovanija/19-1-0-181 К сожалению,
издания, касающиеся современной гармонии, практически не представлены во «всемирной
паутине». Можно
скачать: Гуляницкая
Н. С. Введение в современную гармонию: Учеб. пособие. -
М.: Музыка, 1984 http://files.zipsites.ru/books/yanko/gul-garmony.rar Гармония.
Практический курс в двух книгах. Ю.Холопов (2005) http://depositfiles.com/files/l1l8k4hws Гармония
- теоретический курс - Ю. Н. Холопов http://depositfiles.com/files/rzxzjl2xvГармонический
анализ. Часть 1. Ю.Холопов (1996) http://depositfiles.com/files/tyb5iux2t Гармонический
анализ. Часть 2. Ю.Холопов (2001) http://depositfiles.com/files/5y1v1mevi Гармония
в джазе, Ю.Чугунов. http://www.libedu.ru/l_b/chugunov_yu_/garmonija_v_dzhaze.html И
напоследок информация для тех, кто интересуется церковной музыкой. Учебник гармонии прот.
Василия Металлова, рассказывающий о строгом и строгоцерковном
стиле гармонии, можно
скачать здесь: http://www.seminaria.ru/raritet/harmony_metal.htm
|