Диктанты по сольфеджио - это просто! Это то, чему могут научиться и
учатся сотни тысяч музыкантов. И даже если пока музыкальные диктанты
кажутся вам нелогичным набором нот, следуя простым рекомендациям вы
будете щелкать их как орешки. Советы, которые мы здесь даем, основаны на
нашем личном опыте обучения
и преподавания. Иногда они немного расходятся с общепринятыми точками
зрения,
иногда совпадают, поэтому не удивляйтесь, если увидите здесь и что-то
неожиданное для себя, и давно знакомое. Большинство методик по сольфеджио строятся по принципу от простого к
сложному, предполагая, что все готовы начать с азов – и у них есть в этом
острая необходимость, силы и время. Такой поход, безусловно, работает, если
вопрос действительно стоит об обучении музыкальной грамоте с ключей и линеечек. Но, вообще говоря, с проблемой написания диктантов чаще всего
сталкиваются не те, кто только делает первые шаги в мире музыки, – в начальных классах
музыкальной школы диктанты относительно просты и при наличии даже средних
музыкальных способностей у большинства учащихся проблем не вызывают. Вопрос, как научиться писать диктанты по сольфеджио, чаще всего
задают те, кто собрался сделать музыкальное искусство своей профессией. Требования к поступлению в
музыкальный колледж гораздо выше тех, что необходимы для отличного окончания музыкальной
школы (не будем в данном случае брать ЦМШ и Гнесинскую десятилетку – это
исключения, подтверждающие правило). К большому сожалению, с каждым годом этот
разрыв не только не сокращается, но даже увеличивается. И хорошо еще,
если юный музыкант обнаруживает это хотя бы за год-полгода до приемных экзаменов, не на предэкзаменационной консультации. Вот тут и возникает вопрос, как быстро научиться
писать диктанты по сольфеджио. То есть диктанты-то выпускники музыкальных школ писать вроде бы умеют, да
только не такой сложности. Основные трудности которые возникают при написании диктанта, можно
сгруппировать в три пункта:
1.
Не успеваю услышать.
2.
Слышу/осознаю только отдельные ноты.
3.
Не могу запомнить мелодию.
Вот от этих пунктов мы и предлагаем «отплясывать» в работе над
диктантом. Очень часто для развития музыкального слуха советуют подбирать
понравившуюся музыку по памяти и записывать ее нотами. Это действительно очень
хороший метод. Но «заточить» его под написание диктантов нужно с одной
поправкой: сначала нужно попробовать записать мелодию нотами, не используя
инструмент, а затем уже проиграть и откорректировать неточности. И вообще
слушая музыку, представляйте как она записывается нотами. Пойти диктанты из сборников «с листа» и учите их наизусть. Диктант
все-таки не произведение искусства, а способ проверки музыкальных способностей
и знаний, поэтому они содержат типовые обороты, мелодические построения и ходы.
Чем больше «штампов» вы запомните, тем больше шансов, что сможете их
«опознать» в диктанте. Кроме того, для экономии времени, выучите самые ходовые обороты – движение по
уменьшенному, увеличенному, мажорному и минорному трезвучиям, обращениям
доминантового септаккорда и субдоминантового трезвучия, скачки на кварту,
квинту и т.д. с поступенным заполнением, поступенное движение с хроматизмами от
тоники к III ступени, от III ступени к V и от тоники вниз к V ступени. Не гнушайтесь методом запоминания интервалов по песням. Например,
большая секста – «В лесу родилась елочка…», малая секста – «Прекрасное далеко…»,
кварта – гимн России и т.д. Когда все надоело и нет сил заучивать наизусть что-то новое, расслабьтесь и просто поиграйте отдельные ноты, интервалы и аккорды на фортепиано,
вслушиваясь в их окраску. Переносите аналогичные созвучия в другой регистр (но
не в другую тональность!) и находите для себя определения их окраске, по
которым вы можете узнавать их в любом регистре. Если чувствуете, что не справляетесь с диктантами из-за их темпа, запишите
диктанты на диктофон сначала в темпе Largо, а затем, постепенно
развивая навык, записывайте мелодии все в более и более быстром темпе. Предполагаем, что определение таких моментов, как размер диктанта,
тоника (или ее отсутствие – что бывает редко) в конце и понимание, какие ноты
являются триумвиратом TSD в конкретной тональности, -
у тех, кто заканчивает музыкальную школу и планирует стать абитуриентом, уже
доведено до автоматизма. А потому призываем ни тратить проигрывания на дирижирование
и отсчет сильных долей, и сразу приниматься за работу. 1. Чтобы это было сделать проще, напишите заранее 16
пустых тактов – диктанты, как правило, имеют квадратную структуру и состоят из
двух предложений, объединенных в период. Каждое из двух предложений чаще всего
делится на две равные по временной протяженности фразы по два-четыре такта. И
что самое приятное – нередко первая и вторая и четвертая фразы начинаются
похожим образом – если не в мелодическом, то хотя бы в ритмическом плане, что,
согласитесь, сильно упрощает жизнь.
2. Вопреки советам, которые вам наверняка давали в
музыкальной школе, не сидите во время первого проигрывания, прилежно сложив
руки. Берите карандаш и действуйте – фиксируйте ритмическую основу диктанта.
Музыка закончилась? Не беда – теперь глядя на ритмическую подсказку вы
наверняка вспомните (хотя бы примерно) как звучали финальные такты и начало. 3. И кстати, о финальных тактах: не стоит
«разгадывать» диктант, нанизывая ноты подобно бусам от первой до последней.
Пишите с любого места, которое уловили во время проигрывания. Обычно проще
всего написать кадансовые обороты и начальные такты (тем более, что первое
предложение диктанта часто уводит в тональность доминанты, а второе возвращает
к тонике) – и вот уже 1/8 диктанта готова!
4. Не бойтесь писать «приблизительно» - все
неточности легко исправляются во время проигрывания, а вот застенографировать
сразу целый отрывок довольно сложно. Главное, чтобы высота основных долей такта
была определена верно. И наконец, сборники музыкальных диктантов, которые можно скачать в
интернете: в mp3: «1000 диктантов» Ладухина http://konsa.kharkov.ua/download.php?view.77 Сборник диктантов Фридкина http://ldn-knigi.lib.ru/Musik.htm В письменном виде: «Двухголосные диктанты» Ю.Н.Бычкова http://yuri317.narod.ru/d2/ww.htm Гнесинские вступительные одноголосные
диктанты http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1052497 Гнесинские
двухголосные диктанты http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2433779 Лопанина
- одноголосные диктанты по сольфеджио для музыкальных училищ и ВУЗов http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1799947 Лопатина - двухголосные диктанты по
сольфеджио для музыкальных училищ и ВУЗов http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2209524 Борис Алексеев и Димитрий Блюм «Систематический
курс музыкального диктанта» http://scores.at.ua/load/uchebniki_samouchiteli/solfedzhio_teorija/alekseev_b/20-1-0-648
|