Каталог статей
Теория музыки

Вход

Разделы

Поиск

Приветствую Вас, Гость · RSS 03.05.2024, 10:17

Главная » Статьи » Основы мастерства

Подбираем аккомпанемент. Часть 1
Достать ноты понравившейся песни – никогда не было простым делом. Правда, если раньше сборники популярных советских мелодий или джазовых композиций еще иногда попадали на прилавки нотных магазинов, то мелодии сегодняшнего дня такой чести, увы, практически не удостаиваются.

Что делать, если нужны ноты песни из нового мюзикла или фильма, или саундтрека из телесериала, или модного хита? В интернете найти их будет крайне затруднительно, да и вообще, большой вопрос, существуют ли ноты этих композиций где-то кроме как у автора и исполнителей. Но если вы умеете подбирать музыку на слух – вам не составит труда создать собственное переложение понравившейся композиции и играть ее в свое удовольствие.

Научиться подбирать музыку так, чтобы она звучала почти так же как оригинале, совсем не так сложно, как кажется на первый взгляд. Даже если максимум, что вы пока умеете – примерно воспроизводить одноголосную мелодию.
Для начала выбираете понравившуюся мелодию. Мы для примера взяли самую известную мелодию мюзикла Notre Dame de Paris - Belle.

Итак, вот эта мелодия:


Видно, что мелодия повторяется. Часто при повторе мелодии повторяется и аккомпанемент. Здесь как раз такой случай.
Выделим в мелодии фразы и сильные доли. Вы без труда сможете сделать это, даже если не записывали мелодию нотами, а играете на слух.

Теперь самое важное: определить, какие гармонии будут основными в каждом такте, на каждой сильной доле.
Легче всего подобрать гармонию, используя три основных функции лада – тонику (T), субдоминанту (S) и доминанту (D) – I, IV и V ступеней. Вообще говоря, используя только три аккорда – тонический, субдоминантовый и доминантовый - можно подобрать сносный аккомпанемент практически к любой мелодии.

Проще всего определить, какой аккорд подходит к какому мелодическому фрагменту, посмотрев не являются ли сильные доли такта (или наиболее длинные ноты) основой того или иного аккорда. Напомним, что в тоническое трезвучие входят I-III-V ступени, в субдоминантовое – IV-VI-I, в доминантовое – V-VII(♯VII в миноре)-II. Для наглядности выпишите себе эти трезвучия или проиграйте. У нас это: «ре-фа-ля», «соль-си-бемоль-ре», «ля-до-диез-ми».

И наконец, во множестве музыкальных произведений в первых фразах весьма распространена функциональная последовательность – TSD.

Вот как можно расставить «три аккорда» здесь:

Звучит довольно мелодично, но не кажется ли, что мелодия в таком окружении выглядит бедно?

Чтобы ее «расцветить», посмотрим, где можно разнообразить гармонию.

Для начала вслушаемся в мелодию припева, и постараемся вспомнить, в точности ли она повторяется в каждой из четырех фраз? Мелодия очень похожа, хотя и не повторяется «один в один» в первой и второй фразе. И главное, с новыми мелодическими оборотами появляется и новая гармония.

В данном случае «свежая струя» вносится с помощью ухода в параллельную тональность.

Что это за «зверь» - параллельная тональность? Параллельные тональности – это мажор и минор, имеющие одинаковые знаки при ключе. Уход в параллельную тональность - один из самых типичных способов развития музыкального материала, хотя при более развернутой гармонической схеме и более сложной мелодии можно встретить переход в тональность III (в мажоре) и VI (в миноре) и даже II и VII ступеней (что впрочем, в эстрадной музыке встречается редко).

В данном случае параллельной тональностью к си-минору будет Ре-мажор. Чтобы тональность звучала убедительнее, к ней должен подводить доминантовый аккорд (доминанта новой тональности). В данном случае это «ля-до-диез-ми».

Итак, гармоническая схема готова и выглядит так (красным отмечены фрагменты с параллельными тональностями:



Продолжение следует...
Категория: Основы мастерства | Добавил: Nata1i (20.08.2012)
Просмотров: 9071
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Разработка, дизайн и наполнение WriteCopyright © 2024
Бесплатный хостинг uCoz